Антикварные куклы
Куклы. Общая история

Кукольное производство в Европе появилось еще в средние века. В XIV веке во Франции стали изготавливать деревянных и тряпичных кукол (реже глиняных) кукол на заказ и наряжали их в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции (fashion dolls).

В Англии кукол мастерили обычно из сосны. Иногда лица и руки покрывали гипсом, а затем аккуратно окрашивали и наносили слой лака. В Лондонском музее детства хранится один такой экземпляр, появившийся на свет в 1680 году: подарок преданному придворному кем-то из семьи Стюартов. Подобных кукол чрезвычайно искусно изготавливали опытные мастера-резчики, потом богато наряжали и выставляли на продажу. Стоили они очень дорого, поэтому деревянные красавицы чаще всего служили щедрыми подношениями для взрослых, а не игрушками для детей.

Английская деревянная кукла
1680 г., Англия, сосна, мастер не известен (Лондон)

Много деревянных кукол в XVI и в XVII веках производилось в Германии, а в конце XVII века Мюнхен стал центром по выпуску восковых кукол.

XVIII век - век расцвета механических кукол-автоматов. Одним из самых известных их создателей является француз Жак Вокансон. Ему покровительствовал сам король, правительство окружало его работу тайной, а философы утверждали, что он вступает в спор с самим Богом. Среди работ Вокансона - знаменитая "Музыкантша", "Писец", "Рисовальщик" и другие.

Кукла-автомат
Кукла-автомат "Курящий клоун" (Франция).

В 1800-х годах в Европе появился состав из деревянной крошки и бумаги (композит), из которого делали кукол или только их тела. Производители добавляли в этот состав пепел, яичную скорлупу и еще какие-то неизвестные компоненты, храня свои рецепты в глубокой тайне. Эти смеси прессовались под давлением, и были гораздо дешевле и удобнее в производстве, чем дерево. Тогда же весьма популярным материалом стал папье-маше - смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Все это позволило наконец осуществить переход к фабричному производству кукол.

Фарфор начали использовать лишь в начале XIX столетия. Обожженный "бисквитный" неглазированный фарфор, имеющий текстуру, более похожую на человеческую кожу, быстро потеснил тонкий китайский. Германия, Франция и Дания наладили выпуск кукол с головами из "бисквита" - неглизированного фарфора, а в 1860-х годах в его состав стали добавлять краску. А кукольники Англии в это время делали акцент на разнообразии материалов: кожа, каучук, папье-маше, ткани.

В 1880-х мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из неглазированного фарфора "Bebe Jumeau" - очаровательной малышки с огромными глазами и толстенькими ножками. Bebe, появившаяся на свет в 1850-ых, резко отличалась от своих предшественниц тем, что впервые изображала маленькую девочку, и позволяла своим хозяйкам играть и ухаживать за ней, как за ребенком (до этого большинство кукол представляли взрослых). Для них издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки нарядов для Bebe, сумочек и шляп, ботиночек и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их подопечные даже заговорили: фабриканты встраивали в их тела специальные звуковые механизмы.

кукла Bebe Jumeau
Кукла Bebe Jumeau, 1880-e (Франция).

Хотя французские куклы создавались прекрасными мастерами, в серьезную конкуренцию с ними вступили фабриканты из Германии. Немецкие куклы из неглазированного фарфора стали весьма популярными, потому что они не были столь дорогими, как французские. Кроме того, немцы умели находить новые лица и характеры. Так, компания Камер и Рейнхардт (Kammer & Reinhardt), производившая кукол из неглазированного фарфора в 1900-х годах, наладила выпуск так называемых реалистических кукол.

Особая тема в кукольной истории - тряпичные куклы, которые чаще всего делались дома мамами для своих детей. На коммерческую основу выпуск таких кукол поставили в 1850-х годах англичане и американцы . Кстати, в Америке кукольное производство не было развито вплоть до окончания Гражданской войны в 1860-х. Но после того, как наступил мир, в Нью-Джерси стали производить дешевых целлулоидных кукол. Новшество подхватили немецкие, французские, японские фабрики, однако победное шествие легких куколок прекратилось из-за того, что поступали неоднократные жалобы о легкой воспламеняемости этого материала.

После Второй мировой войны изготовители кукол начали активно экспериментировать с пластмассами - гораздо более долговечными, чем композит или папье-маше. В 1950-1960-х в дело пошли каучук, резина, винил. Натуральные материалы сменили синтетические, но старинные антикварные куклы сегодня только растут в цене, а многие современные фабриканты и художники, которые стремятся сделать своих кукол предметами коллекционирования, используют традиционные натуральные материалы прошлого.


Ильмира Степанова, Петербург 2006








© Antiquedolls.ru, 2006 - 2017

куклы, фарфоровые куклы, антикварные куклы, коллекционные куклы, старинные куклы, магазин кукол, кукольная мода


  Форум Музеи кукол