Антикварные куклы
КУКЛА - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИКРОКОСМОС



Ильмира Степанова, член Союза журналистов России, руководитель проекта www.antiquedolls.ru

Он не случайно назначил мне встречу в парижском отеле "Амбассадор". Здесь Франсуа Тэмер (Francois Theimer) проводит знаменитые аукционы старинных игрушек, на которые приезжают коллекционеры со всего мира. Он главный эксперт по истории французских кукол, а его книги и энциклопедии расходятся огромными тиражами.

Франсуа Тэмер родился в Страсбурге, по образованию - экономист. Переехав в Париж, открыл лавку старинных игрушек на Монмартре. Реставрировал кукол, организовал кукольный фестиваль, издавал журнал по истории французской игрушки "Полишинель". В 1980 году провел первый международный конгресс коллекционеров в Париже. Затем - в США, Японии, Австралии и других странах. Дипломированный историк французской игрушки, директор престижного международного аукциона в Париже, профессор школы искусства и коммуникаций, где преподает социологию рынка предметов искусства. Он более тридцати лет занимается историей кукол и многое знает и тех, кто их создавал. Поэтому первый вопрос, который я ему задала, - кто же все-таки является родоначальником, "отцом" французской кукольной индустрии?
- Как ни странно, у нее был не отец, а мать. Это на самом деле удивительно, потому что кукольным производством, как, впрочем, и бизнесом вообще, занимались в те времена исключительно представители сильного пола. Самые дорогие, знаменитые марки - такие, как Bru, Steiner, Denamur, Thuillier, Jumeau - сугубо "мужские". Но они только развивали и усовершенствовали то, что в 1850-х годах создала и придумала настоящая кукольная королева Франции - мадмуазель Урэ (Huret).
Ее появление именно в ту эпоху неслучайно. Идеи эпохи французского Просвещения, романтизм с его обращением к чувствам, труды Жан Жака Руссо, в которых он обращал внимание на развитие духовного мира ребенка, - все это оказало огромное влияние на мадмуазель Урэ. Она была из хорошей обеспеченной семьи, получила прекрасное образование. Ее мать рано умерла, а отец служил механиком короля и много работал. Воспитывал девочку дядя, префект полиции и большой любитель оперы. Мадмуазель любила рассматривать театральные костюмы, и однажды решила сама сшить платье для старой деревянной куклы. Но, взяв ее в руки, воскликнула: "Какая тяжелая уродина! Разве можно давать такую детям?!".
В 1850 году она открыла собственную кукольную фабрику, которая выпускала всего сто кукол в год. До сих пор они считаются самыми лучшими, а принципам мадмуазель Урэ следовали потом все другие кукольные фабриканты.

- Что это были за принципы?
- Эстетика и красота, правильные пропорции тела и высота игрушки (чтобы ребенку удобнее было общаться с куклой, она должна быть примерно в треть его роста). Мадмуазель Урэ вообще многое сделала впервые. Пригласила для создания кукол профессиональных скульпторов, которые создавали сначала голову в натуральную величину, а затем уменьшали ее до размеров куклы. Никто раньше не использовал для изготовления голов "бисквитный" необожженный фарфор, позволявший делать кукол с тонкими одухотворенными лицами. Строго говоря, идею выдвинул и запатентовал мастер по фарфору Якоб Поти, но когда патент закончился, мадмуазель использовала это изобретение: Она хотела, чтобы дети могли играть с куклой, сгибать и разгибать руки, поворачивать голову, ладони. Поэтому стала выпускать их с подвижными гуттаперчевыми телами.
Однако материал оказался недолговечным, со временем затвердевал и рассыпался. Тогда в 1861 году она взяла за основу манекены для художников, и запустила производство кукол с шарнирами в суставах и с крутящейся головой... До мадмуазель Урэ куклы просто копировали взрослых дам, а она впервые сделала куклу-девочку. Эмиль Жюмо в 1870-х годах со своими знаменитыми Bebe Jumeau и куклой-ребенком только развил ее идею.
Отдельная история - кукольная одежда. Раньше кукол "раз и навсегда" одевали в платье, которое зашивалось так, что его нельзя было снять. А те, что выпускала она, имели сразу несколько туалетов, которые можно было менять, - чтобы подтолкнуть девочек к самостоятельному шитью нарядов для их кукол.
Но многие хотели иметь уже готовый гардероб, и мадмуазель обратилась к кутюрье мадмуазель Берё, которая придумывала и создавала специальную одежду для кукол, непохожую на наряды взрослых дам. Эта продукция пользовалась таким невероятным успехом, что в 1863 году в Париже открыли около трехсот дорогих магазинов, продававших только одежду и аксессуары для кукол. Одни лавки специализировались на обуви, другие торговали роскошными зонтиками или шляпками.
Это была настоящая революция в кукольном мире, которая повлекла за собой серьезные изменения и в человеческой моде. Берё и Урэ создали такое разнообразие прекрасной одежды для кукол, что родители обратились к ним с просьбой сшить такие же платья и для детей. Так во Франции появилась детская мода!

- Как сложилась судьба самой мадмуазель Урэ и где можно увидеть ее кукол сегодня?
- Получив патент в 1850 году, она еще лет 15-20 работала, улучшала и развивала производство. Став очень богатой, продала фирму и просто жила: Умерла в возрасте 90 лет в 1904 году, но так и осталась мадмуазель. Урэ никогда не была замужем, и у нее не было детей: Сегодня ее куклы хранятся только в некоторых музеях и в частных коллекциях. Их стоимость колеблется от пятнадцати до ста тысяч долларов.
Однако история дома HURET очень длинная, почти 80 лет. Среди последующих владелец было немало женщин. А самой последней в 1921 году стала, между прочим, полячка с русским паспортом, эмигрировавшая во Францию в годы первой мировой войны, - мадам Лазарская.

- Французские куклы доминировали в мире вплоть до начала ХХ века. Что произошло потом?
- А потом немцы все более и более агрессивно захватывали кукольный рынок. Они могли лучше организовать производство, чем французы, но были менее артистичны. Поэтому посылали своих мастеров учиться в Париж, а затем многое заимствовали. Их лучшие куклы были сделаны для французского рынка, и лучшие модели сделаны в подражание французским: В связи с обострившейся конкурентной борьбой парижские производители кукол попытались объединиться в союз UNIS France, но куклы, выпущенные этим союзом, потеряли индивидуальность, характер, и были вторичны. А немцы, наоборот, сделали рывок вперед: у них появились так называемые "характерные" куклы с определенным выражением лица, которые сегодня очень высоко ценятся коллекционерами.
Война с Германией сделала еще более актуальным вопрос о возрождении французской куклы, так как в 1914 году импорт из Германии прекратился, и надо было обходиться собственной продукцией. Как сказала одна писательница в 1915 году, "Земля вертится, война свирепствует, дети - играют. Взрослые требуют вооружения, маленькие девочки - кукол. Так рано или поздно приходит мир".
Дамы-аристократки обратились к художникам и скульпторам с просьбой помочь создать образ новой куклы. Однажды на выставке Альберта Марка, который, кстати, был женат на русской княжне, они увидели бюст девочки. Его попросили сделать по этой отливке куклу. Специально собирали средства, проводили благотворительные акции, и в конце концов было выпущено всего около ста экземпляров: все ростом 55 см, с голубыми или карими глазами, с закрытым ртом, одетые в исторические костюмы и подписанные автором. Эти куклы производились по одной-единственной отливке всего полтора года: выпуск прекратился, так как новая кукла не пользовалась спросом. Зато сейчас она одна из самых дорогих и ценимых коллекционерами: на последнем аукционе кукла Альберта Марка в оригинальной одежде была продана за 200 тысяч долларов.

- Были ли другие попытки возрождения кукольной индустрии во Франции?
- После первой мировой войны много мужчин погибли на полях сражений, дамы занялись их делами, рождаемость резко снизилась. Фабрики игрушек разорялись одна за другой, так как не было рынка сбыта. И тогда все повернулись в сторону создания кукол для интерьера: салонных, так называемых "будуарных". Их делали во Франции с 1915 до начала 1940-х, и в этих куклах воплощалась новая эстетика арт-деко: влияние Пуарэ, освобождение от корсета, текучие линии. Они служили чем-то вроде украшений на диване: удлиненные формы и мягкие тряпичные тела, расписанные красками лица из шелка или хлопка: После второй мировой войны ситуация изменилась. Рождаемость резко возросла, и надо было выпускать много новых игрушек - дешевых, с использованием новых синтетических материалов. Так появилась Барби, - уже совсем другая история.

- Расскажите, пожалуйста, об аукционе игрушек и кукол, которые Вы проводите в Париже. Кто принимает в нем участие, какие тенденции вы наблюдаете?
- Аукцион проходит каждые два месяца. Обычно мы выставляем примерно 300-350 лотов. Интерес с каждым годом увеличивается, участников становится все больше. Обычно коллекционирование - мужское занятие, но с куклами все иначе: среди собирателей в основном женщины. 80 процентов иностранцы, в основном японцы и американцы. Между прочим, приезжали и русские. Однажды мы продали на аукционе редкую и очень дорогую куклу-автомат для московского ресторана "Пушкин". А вообще европейцев гораздо меньше. Французов, например, всего только пять процентов. С грустью приходится констатировать, что рынок во Франции сузился, поколению Барби уже не интересны старинные игрушки. Я объясняю это недостатком культуры у молодежи: надо все-таки иметь определенный культурный багаж, чтобы оценить эстетику старинной игрушки.

- Неужели вы хотите сказать, что культуры у тех же американцев - больше? Почему в Соединенных Штатах так развито коллекционирование антикварных кукол?
- Причины чисто социальные и экономические. В Европе очень патриархальное общество: на деньгах у нас "сидят" мужчины. А в США много независимых женщин, которым куклы более близки и интересны, чем, например, автомобили или живопись.

- У Вас у самого есть коллекция?
- Да, небольшое собрание редчайших королевских кукол XVIII века. Очень странные, необычные. Никто даже не знает об их существовании - может, три или четыре человека в мире, поэтому они даже не имеют рыночной цены. Так что можно сказать, я соблюдаю нейтралитет - моя коллекция не влияет на рынок антикварных игрушек.

- Вы почти всю жизнь общаетесь со старинными куклами: Вам никогда не казалось, что погружаетесь в волшебный гофмановский мир?
- Знаете, я не ищу в них никакой мистики. Тому есть две причины. Во-первых, куклы - это неповторимый эстетический предмет. Я не первый и не последний, кто ставит целью своей жизни признание куклы предметом искусства. Конечно, во многих крупных французских музеях они есть, в том числе даже от мадмуазель Урэ. Но, как правило, хранятся в запасниках, смешанные с другими предметами декоративного искусства. Кукла еще никогда не была представлена как настоящий предмет искусства, поскольку и исторический временной отрезок слишком короткий, и тема плохо изучена, а самые лучшие образцы были выпущены в момент возникновения индустриализации, что у многих не ассоциируется с искусством.
Во-вторых, я уверен в том, что кукла - это настоящий человеческий микрокосмос. За ними стоит подчас такое разнообразие удивительных событий и судеб, что глупо еще что-то додумывать: Меня всегда интересовали не только имена производителей кукол, но и биографии, истории их жизни, чем, кстати, до меня никто не занимался. Теперь я знаю о них довольно много, и могу сказать, что это очень богатый мир, подчас весьма драматичный.
Многие кукольники умирали в нищете, кончали жизнь самоубийством, а сейчас их куклы стоят целые состояния. Знаменитый и очень талантливый Этьен Денамур, например, скончался от голода, фабрикант, придумавший кукольные глаза со стеклянным хрусталиком внутри, ослеп: Другой разорился и ушел в море, пока волна не накрыла его с головой: "Кукольный король", знаменитый Эмиль Жюмо в конце жизни делал фотоаппараты, Брю выпускал пианино. Они были очень разными людьми, но каждый оставил свой незабываемый след. Именно это разнообразие индивидуальностей и позволяет назвать ушедший кукольный век "золотым". Жаль только, что он был таким коротким.


Беседовала Ильмира Степанова, руководитель проекта www.antiquedolls.ru
Журнал "Антик.Инфо" №56 за сентябрь 2007









© Antiquedolls.ru, 2006 - 2024

куклы, фарфоровые куклы, антикварные куклы, коллекционные куклы, старинные куклы, магазин кукол, кукольная мода


  Форум Музеи кукол