... Он находится всего в двух шагах от центра Жоржа Помпиду и шумной торговой улицы Риволи, но этот маленький музей как будто спрятан от взглядов случайных прохожих Снеачала надо зайти во внутренний двор одного из домов, найти деревянную стрелку с надписью Musee de la Poupee и направиться в сторону тупика, который утопает в зелени и цветах. Дальше все очень просто: открываешь ворота, и оказываешься: в сказке....
Парижский музей кукол
Вы где-нибудь еще видели одного человека сразу в трех лицах?- спрашивает директор музея Сами Один и останавливается у витрины, где висит его фотография в детстве и точно такая же улыбающаяся кукла маленького Сами. Рядом - снимок его бабушки в детстве и такая же девочка-кукла. Сразу становятся ясны правила игры: здесь ты не взрослый, здесь не существует времени, а есть только мир, который рано или поздно становится чьим-то воспоминанием.
Музей кукол открылся в Париже в 1994 году на основе частной коллекции уроженца Италии Сами и его отца Гвидо - театрального костюмера из Пьемонта. Так как сын изучал французский, он подарил ему на 16-летие книгу о старинных французских куклах, о производителях и художниках, имена которых были связаны с их созданием. Именно эта книга и случайно попавшая в руки маленькая старинная куколка подтолкнула Сами к идее собирать собственную коллекцию.
Профессор французского языка и литературы Сами Один защищал докторскую диссертацию на весьма необычную для серьезного филолога тему: <Кукольные журналы Франции в начале ХХ века>. До него эту тему не разрабатывал никто. Он много времени проводил а парижских архивах, а затем переехал сюда и открыл частный музей, о котором сегодня знают не коллекционеры во всем мире и просто любители антикварных вещиц, но и парижская детвора, так как для них здесь устраивают спектакли, выставки, праздники и даже дни рождения в окружении кукол их пра-пра-бабушек.
Директор Парижского музея кукол Сами Один
: На фоне акварелей старого Парижа - <модные> куклы Франсуа Готье в роскошных, умопомрачительных нарядах позапрошлого века, непонятно каким образом сохранившие дорогой матово-приглушенный блеск старинного шелка. А в заботливо обставленной кукольной комнате живут куклы - девочки (так называемые ) самых известных французских производителей конца 19 - начала 20 века - Jumeau, Bru, Steiner, Denamur и других. Тут есть настоящие раритеты, которые продаются на аукционах в США за несколько десятков или даже сотен тысяч долларов. Впрочем, эти куклы были дорогими с самого <рождения>: столь изысканные игрушки могли позволить себе только состоятельные люди, которые заботливо хранили их в специальных шкафах или кукольных домах. А вот механические куклы и тогда считалась раритетом и настоящей драгоценностью. Самая первая кукла с фонографом внутри умела читать стихи и кокетливо спрашивала: <Хочешь ли ты играть со мной?>.
Кукла Bru из собрания Парижского музея кукол
- Некоторые из этих игрушек без преувеличения можно назвать настоящими произведениями искусства, - с гордостью говорит директор музея. - Но, к сожалению, мы не можем их показывать все. Вы видите только пятую часть нашего собрания, а всего в нем - около 1800 экземпляров. Дело не только в том, что не хватает места. Просто куклы не могут долго находиться на свету, это вредит их сохранности. Поэтому раз в год мы почти полностью меняем экспозицию. Однако хронология, конечно же, сохраняется.
В нескольких залах музея представлена целая кукольная история: от фарфоровых и деревянных - до игрушек из папье-маше, ткани, резины, целлулоида и пластика. Это путешествие сквозь детство разных поколений дает представление о том, как развивалось кукольное производство в Европе, какие материалы и технологии использовались в разное время, как менялись формы и отливки, само представления о кукле.
Характерный мальчик SFBJ начало XX века
На смену утонченным и дорогостоящим образцам 19 - начала 20 века пришли более дешевые, массовые. Ассортимент игрушек из полимерных материалов резко увеличился, производство было пущено на поток: появились пупсы, знаменитая Барби со своей свитой (кстати, сейчас в музее проходит временная выставка <1001 жизнь Барби>): А кукольная индустрия во Франции существовала до конца 1960-х. Последней французской куклой стала пластмассовая Малышка Колин (Petit Collin): ее выпуск прекратился в начале 1990-х годов. Теперь все фабричные куклы делают в Китае:
В музее их нет: довольно того, что этой продукцией с лихвой завалены сегодня витрины парижских магазинов.