Интервью Ильмиры Степановой с известным экспертом и историком французской игрушки Франсуа Тэмером.
-- Чтобы общество имело хорошую игрушку, оно должно находиться на высокой ступени развития. Например, у древних греков и римлян, которые много внимания уделяли воспитанию детей, уже существовали куклы. А в Европе только в XVIII веке развитие искусства и новое восприятие ребенка дали толчок кукольному производству.
-- Кто же стал родоначальником французской кукольной индустрии?
-- Настоящей кукольной королевой Франции стала мадемуазель Урэ (Huret). В 1850 году она открыла собственную кукольную фабрику, которая выпускала всего сто кукол в год. До сих пор они считаются самыми лучшими. Мадемуазель Урэ многое сделала впервые. Пригласила для создания кукол профессиональных скульпторов, которые создавали сначала голову в натуральную величину, а затем уменьшали ее до размеров куклы. Запустила производство кукол с шарнирами в суставах и с крутящейся головой. Никто раньше не использовал для изготовления голов "бисквитный" необожженный фарфор, позволявший делать кукол с тонкими одухотворенными лицами. До мадемуазель Урэ куклы просто копировали взрослых дам, а она впервые сделала куклу-девочку.
Отдельная история - кукольная одежда. Раньше кукол "раз и навсегда" одевали в платье, которое зашивалось так, что его нельзя было снять. Но многие хотели иметь кукольный гардероб. Тогда мадемуазель решила обратиться к кутюрье. Выбор пал на мадемуазель Берё, которая придумывала и создавала специальную одежду для кукол, непохожую на наряды взрослых дам. Эта одежда пользовалась таким невероятным успехом, что в 1863 году в Париже открыли около трехсот дорогих магазинов, продававших только одежду и аксессуары для кукол. Одни лавки специализировались на обуви, другие торговали роскошными зонтиками или шляпками.
Это была настоящая революция в кукольном мире, которая повлекла за собой серьезные изменения и в человеческой моде. Берё и Урэ создали такое разнообразие прекрасной одежды для кукол, что родители обратились к ним с просьбой сшить такие же платья и для детей. Так во Франции появилась детская мода!
-- Как сложилась судьба мадемуазель Урэ и ее кукол?
-- Став очень богатой, она продала фирму и просто жила? Она умерла в возрасте 90 лет, но так и осталась мадемуазель. Урэ никогда не была замужем, и у нее не было детей? Сегодня ее куклы хранятся только в некоторых музеях и в частных коллекциях. Их сохранилось очень мало, и стоимость колеблется от пятнадцати до ста тысяч долларов.
История дома HURET очень длинная, почти 80 лет. Среди последующих владельцев было немало женщин. А самой последней в 1921 году стала, между прочим, полячка с русским паспортом, эмигрировавшая во Францию в годы Первой мировой войны. Ее фамилия -- Лазарская. Кстати, женщины, приехавшие в те годы из России, сыграли определенную роль в развитии кукольного производства во Франции.
|
-- Держу пари, что у нас об этом не знают?
-- Я сам недавно натолкнулся на эту тему в архивах. Русские привнесли определенный стиль в куклу из текстиля: немного странноватые, с отрешенными лицами. Среди самых интересных - куклы русской художницы Марии Васильевой, которая жила в Париже.
-- Французские куклы, о которых мы с вами говорим, доминировали до начала ХХ века. Что произошло потом?
-- А потом немцы все более и более агрессивно захватывали кукольный рынок. У них появились так называемые характерные куклы с определенным выражением лица, которые сегодня очень высоко ценятся коллекционерами.
Война с Германией сделала еще более актуальным вопрос о возрождении французской куклы, так как в 1914 году импорт из Германии прекратился, и надо было обходиться собственной продукцией. Французские и русские аристократки обратились к художникам и скульпторам с просьбой помочь создать образ новой куклы. Однажды на выставке Альберта Марка, который был женат на русской княжне, они увидели бюст девочки. Дамы попросили его сделать по этой отливке куклу. Специально собирали на это средства, проводили благотворительные акции, и в конце концов было выпущено всего около ста экземпляров: все ростом 55 см, с голубыми или карими глазами, одетые в исторические костюмы и подписанные автором. Эти куклы производились по одной-единственной отливке всего полтора года: выпуск прекратился, так как новая кукла не пользовалась спросом. Зато сейчас она одна из самых дорогих и ценимых коллекционерами: на последнем аукционе кукла Альберта Марка в оригинальной одежде была продана за 200 тысяч долларов.
После Первой мировой войны много мужчин погибли на полях сражений, дамы занялись их делами, рождаемость резко снизилась. Фабрики игрушек разорялись одна за другой, так как не было рынка сбыта. И тогда все повернулись в сторону создания кукол для интерьера: салонных, так называемых будуарных. Их делали во Франции с 1915-го до начала 1940-х, и в этих куклах воплощалась новая эстетика ардеко: влияние Пуарэ, освобождение от корсета, текучие линии. Они служили чем-то вроде украшений на диване: удлиненные формы и мягкие тряпичные тела, расписанные красками лица из шелка или хлопка? После Второй мировой войны ситуация изменилась. Рождаемость резко возросла, и надо было выпускать много новых игрушек - дешевых, с использованием новых синтетических материалов. Так появилась Барби -- уже совсем другая история.
|
-- Расскажите, пожалуйста, об аукционе игрушек и кукол, которые вы проводите в этом роскошном парижском отеле. Кто принимает в нем участие, какие тенденции вы наблюдаете?
-- Обычно коллекционирование - мужское занятие, но с куклами все иначе: среди собирателей в основном женщины. Между прочим, приезжали и русские. Однажды мы продали на аукционе редкую и очень дорогую куклу-автомат для московского ресторана "Пушкин".
-- У вас у самого есть коллекция?
-- Да, небольшое собрание редчайших королевских кукол XVIII века. Очень странные, необычные. Никто даже не знает об их существовании - может, три или четыре человека в мире, поэтому они даже не имеют рыночной цены. Так что можно сказать, я соблюдаю нейтралитет - моя коллекция не влияет на рынок антикварных игрушек.
-- Вы почти всю жизнь общаетесь со старинными куклами. Вам никогда не казалось, что погружаетесь в волшебный гофмановский мир?
-- Знаете, я не ищу в них никакой мистики. Кукла -- это настоящий человеческий микрокосмос. За ними стоит подчас такое разнообразие удивительных событий и судеб, что глупо еще что-то додумывать? Меня всегда интересовали не только имена производителей кукол, но и биографии, истории их жизни, чем, кстати, до меня никто не занимался. Теперь я знаю о них довольно много и могу сказать, что это очень богатый мир, подчас весьма драматичный. Многие кукольники умирали в нищете, кончали жизнь самоубийством, а сейчас их куклы стоят целые состояния. Знаменитый и очень талантливый Этьен Денамур, например, скончался от голода, фабрикант, придумавший кукольные глаза со стеклянным хрусталиком внутри, ослеп? Они были очень разными людьми, но каждый оставил свой незабываемый след. Именно это разнообразие индивидуальностей и позволяет назвать ушедший кукольный век золотым. Жаль только, что он был таким коротким.
Ильмира Степанова
Париж - Петербург