Оригинальный костюм не только создает неповторимый образ старинной куклы. Это еще и зеркало кукольной истории, моды, имена знаменитых модисток и модельеров. Есть коллекционеры, для которых он представляет отдельный серьезный интерес. Тем более, что платье иногда является даже большей редкостью, чем кукла, которая его носит...
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/416429/416429_original.jpg)
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/420618/420618_original.jpg)
Такие платья встречаются редко не только потому, что делались небольшими партиями. Они еще и более хрупкие, чем куклы: изнашиваются от времени, страдают от пыли, солнечного света, небрежного хранения (иногда попадаются вещи, не только побитые молью, но и поврежденные чердачными мышами).
В начале ХХ века, когда большинство коллекционеров кукол сосредоточились в Америке, многие не считали важной оригинальную кукольную одежду, или ценили только ту, что была в безупречном состоянии. Они с легкостью переодевали своих фарфоровых красавиц в костюмы, сшитые по моде начала ХХ века, а старые выбрасывали.
Так или иначе хорошей кукольной одежды с каждым годом становится все меньше, а ее ценителей - все больше.
Сегодня необходимо обращаться к историческим материалам, рисункам, чтобы узнать, например, что большинство шляп и чепчиков раньше отделывались перьями и пухом, а юбка кроились так, чтобы со спины выглядела длиннее. Воссоздание одежды по старинным выкройкам - один из наиболее приятных и познавательных опытов в коллекционировании кукол.
Однако никакая книга не способна заменить чувственный опыт, когда есть возможность повертеть в руках настоящий кукольный костюм, рассмотреть его детали, изнанку, швы. Тут важно все: ощущение веса, текстуры и толщины ткани, способы, с помощью которых созданы различные детали, как выполнена шнуровка, оборка, как заложены складки, как скомбинированы декоративные элементы, - имеет значение каждая мелочь!
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/417922/417922_original.jpg)
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/418115/418115_original.jpg)
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/418643/418643_original.jpg)
Прикосновение к старинному платью может рассказать многое. Иногда внутри него в буквальном смысле слова зашит маленький секрет ? крохотная монетка, нательный крестик, чьи-то вышитые инициалы, неприметный засушенный цветок?
В \"ранних\" нарядах 1850-1870х годов, обычно удивительный тонкий, практически невидимый аккуратный внутренний шов ? а это ведь нелегкая ручная работа, выполнявшаяся при свечах.
Отделки скромны, но подобраны с безупречным вкусом, лаконичный крой ? идеальный, ничего лишнего, но при этом конструкции очень сложны и эффектны. Например, порой вроде бы обычная плиссированная юбка (cartridge-pleated) при ближайшем рассмотрении оказывается не так проста: красивую форму и полноту позволяет достичь скрытый ряд второй плиссировки, пришитой изнутри.
Благодаря умениям и виртуозному мастерству манипуляции тканями - без кружев, бусинок, и прочих украшательств - кутюрье конструировали костюмы, которые становились настоящими произведениями искусства. Достичь совершенства помогало чувство ткани, разнообразная ее обработка с помощью вшитого шнура, драпировки, зубчатой отделки, сборки. Как, например, у этого платья из мастерской Эрнестины Жюмо:
Даже бант ? совсем не тот \"бантик\", который сейчас просто завязывается. Это иллюзия банта, виртуозно созданная из разных элементов и \"замятая\" так, что даже если вы распорете его и попытаетесь повторить, получится похоже, но как-то по-другому.
... Со временем, ближе к 1880м годам, костюм становится более богатым, броским и блестящим, но в нем меньше тонких деталей, отделка скорее призвана пустить пыль в глаза. А стоит рассмотреть изнанку - увидишь спешку и шероховатости: необработанные швы, крупные неровные стежки.
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/416515/416515_original.jpg)
Интересно: \"ранние\" ткани порой и сохраняются лучше, чем выпущенные позже, так как более качественные. Особенно это касается шелка. Одежда 1860-1880 х годов довольно часто остается в хорошем состоянии, только некоторые места выцветают и есть потертости в складках. А вот кукольные шелковые костюмы периода 1900х годов практически невозможно встретить в приличной сохранности.
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/416844/416844_original.jpg)
Кстати, тогда же появились и вовсе невообразимые прежде приемы: кружева, ленты, отделочные детали даже не пришивали, а? приклеивали (!) к основе платья, как здесь:
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/417218/417218_original.jpg)
Но кукольный костюм ? отражение фабричной истории кукол.
В то время производители стали больше ориентироваться не на качество, а на новшества и трюки, позволявшие выпускать больше продукции, не слишком вкладываясь в дорогие материалы. Да и переменчивая публика требовала диковинок: говорящих, ходячих, двигающихся кукол, и предпочитала их более классическим ? качественным, но молчаливым.
Не удивительно, что эта ситуация коснулась и костюма, который внешне становился эффектнее, но дешевле по затратам и себестоимости.
А вот кукольное нижнее белье менялось не так стремительно, по-прежнему демонстрируя лучшие образцы ручного шитья. Кстати, по этой причине его часто затруднительно точно датировать.
Дело в том, что до конца XIX века заказы на белье чаще всего выполняли надомницы и монашки, передававшие доход обители или на благотворительные цели. Их методы и стиль работы долго оставались прежними.
Конечно, появилось и фабричное нижнее белье. Так, компания Jumeau изготавливала свои фирменные легко узнаваемые рубашки, качество которых с годами менялось не в лучшую сторону, поэтому время их выпуска определить нетрудно.
Вот одна из рубашек 1880х годов -![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/417430/417430_original.jpg)
А вот это уже рубашка конца 1890х
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/417790/417790_original.jpg)
Но если говорить о миниатюрных гардеробах, старательно сшитых в домашнем кругу членами семьи для своих кукол, - то они были куда менее восприимчивы и к новейшим тенденциям моды, и к рыночному темпу. Их по-прежнему аккуратно и без спешки мастерили по журнальным выкройкам, из старых использованных тканей. Тем более, что куклы часто продавались практически неодетыми (наличие платья значительно их удорожало).
А самые лучшие костюмы выполнялись профессиональными модистками - как на дому, так и в мастерских. Зажиточные семьи часто имели в услужении мастерицу, которая регулярно приходила в дом, обшивала детей, а заодно и их кукол. Такая одежда чаще всего сделана очень тщательно, с учетом модных тенденций, из обрезков дорогих тканей.
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/419016/419016_original.jpg)
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/419147/419147_original.jpg)
Кукольные фабриканты также нанимали талантливых кутюрье или даже использовали навыки собственных жен в изготовлении костюмов (многие из них были модистками). В Париже были целые улицы с портновскими мастерскими, обшивавших исключительно кукол и отправлявших в магазины огромное количество сундучков с роскошными гардеробами.
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/419465/419465_original.jpg)
В них умещалось много одежды, поэтому до наших дней дошли миниатюрные версии старинных костюмов разных периодов. Чтобы их атрибутировать, нужно иметь представление не только о модных тенденциях разных лет , но знать историю производства кукол, разбираться в тканях, так как один из ключей к датировке костюма ? цветовые сочетания, использовавшиеся в ту или иную эпоху.
Наконец, существовали наряды, созданные специально для коммерческих шоу-показов. Богатая отделка часто делалась только впереди платья, да и та порой просто из бумаги. Детали скреплялись наспех большими стежками или булавками. Главной задачей было дать общее представление о тенденциях моды. Конкуренция - жесткая, мода менялась слишком быстро, поэтому изготовители кукол старались с минимальными затратами продемонстрировать роскошные образцы.
В ХХ веке раскрой стал механическим: огромные партии похожих кусков вырубались одним движением машины. Однако многие фабриканты все-таки ежегодно меняли фасоны кукольной одежды, как того требовала мода.
Особую роль играла одежда французской модной куклы, позволявшая экспериментировать и демонстрировать новые тенденции в мире взрослой высокой моды.
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/419585/419585_original.jpg)
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/420556/420556_original.jpg)
![](//ic.pics.livejournal.com/amiancien/14244346/420215/420215_original.jpg)
Не случайно некоторые платья для модных кукол конструировались лучшими парижскими дизайнерами, даже такими известными, как Ворт.
Кукольная мода чаще всего следовала за детской, но иногда опережала ее. В некоторых коллекциях есть примеры, подтверждающие, что одежда для девочек выпускалась как копия уже существующей кукольной.
Удачные модели кукол могли оставаться на рынке долгое время, но их костюмы - отражались в зеркале времени всего лишь несколько кратких лет, чтобы потом исчезнуть безвозвратно? Потому так ценно для нас сегодня каждое сохранившееся оригинальное кукольное платье.